Много мне в жизни приходилось встречать людей разных
положений, сословий, многих знать и говорить с ними – крестьян, купцов,
вельмож, министров…
И сколько было среди них людей недовольных, озабоченных.
Перед этими русскими людьми все другие были виноваты. Они как бы сочиняли эту
виновность. А зачем это было им нужно – никому неизвестно.
Они возводили и
сплетали друг на друга всяческие небылицы. Но больше всего они жаловались со
скорбью и негодованием на тяготы русской жизни.
Я всегда удивлялся
этой особенной черте их характера и не мог уяснить – почему они находили
удовольствие в постоянном брюзжании.
Русскую жизнь они представляли себе такой, какой она никогда
не была. И людей не было таких уж плохих, какими их воображали.
..Сановники, патриоты. Лица какие серьезные. Казалось, они
никогда и не улыбались. И водку даже пили деловито и серьезно, как будто лекарство принимали. Да и, конечно,
человек всегда в делах. Спросишь его:
- Чем вы, Федор Владимирович,
озабочены так?
- Да как же, мне
сегодня для чиновников министерства обед надо устраивать. Пельмени тысячу штук
, заказал. Вино выбрать надо, закуску. Надо сообразить, из бюджета не выйти.
Тоже разный народ есть. Закусывает -
кильки накладывает, сардинки тоже. Ест, как кашу. Ну, сделаешь замечание – так
недоволен, обижается. Вольнодумства много. Послушания нет.
- Ну, кильки –
то, - говорю, - какое же вольнодумство тут? Просто по вкусу
пришлись. Понравилось – закуска хороша.
- Не говорите! Всюду
вольнодумство. Особенно молодежь наша отличается. Время такое ужасное.
Сочинители пишут… Художники тоже… Выставки разные. Все вкривь да в сторону.
Мужичков пишут обиженных, бурлаков, ссыльных. Что такое? К чему это клонить?
Всю выставку обойдешь, а августейших особ на картинах и не видно. Как будто их
и нет. "Свадьба в Малороссии" - картина называется. А кто женится – в каталоге
ни звука… Разночинец одолевает.
Он помолчал и с большим уже жаром продолжал:
- И как-то не понять
у нас ничего. Ехал я в Крым с его
высокопревосходительством. Видели из вагона – мужики идут и бабы босиком. А на
полках сзади, на плече, сапоги несут новые, а бабы – башмаки. "Что такое? –
спрашивает его высокопревосходительство. – В чем дело? Понять невозможно.
Сапоги есть, а босиком ходят". И так расстроился, что в Симферополе за
обедом губернатора даже
смутил.
- Да ведь для ног
вольготно, - сказал я, - летом по сухой дорожке босиком пройти. Я вот на рыбной
ловле на песочке, на бережку, всегда босиком хожу.
- Да неужели? –
удивился сановник.
- А вы никогда не
ходили? – спросил я.
К.Коровин. Рыбы. 1917 |
- Нет, - отмахнулся мой собеседник. – я в деревне
как-то мало бывал. Скука одолевает. Леса, поля… Едешь, едешь, - все одно и то
же. Привычку надо иметь в деревне жить. Помещиком быть – это не приведи Бог! Я
от загородного ресторана не могу удаляться. Да и помещик – приедет в столицу,
так его из ресторана не выгонишь. Видать, какова жизнь в поместье… В ресторане
пальмы на столе. Хоть на станциях возьмите: пальма в буфете обязательна, глаз
веселит, Иерусалимом отдает. Пьешь, а божественное настроение в душу льется. Что бы было, если бы березу
поставили или осину? В какое бы волнение публика пришла…
- А я люблю березу и
наши леса, - сказал я. – Поэтично. И
жизнь в деревне для меня отрада.
- Не верю, - резко сказал мой собеседник. – Не верю я вам.
Все это вы сочинили.
- Воля в деревне.
Простор. Свобода.
- А вот это-то и есть
самое вредное. Распускается человек. Сдерживающих начал нет. И что вы делаете в
деревне?
- Вот, пишу красивые
места природы. Мельницу, избушки, леса, картины пишу.
- Тощища! – сказал сановник.
– Кому нужно? Солома, крыши из соломы, мосты, кривые сараи. В чем же красота
–то? Вот все у вас так. А как же вы, - удивлялся сановник, - для балета
работаете? С такими понятиями о прекрасном?… Удивляюсь.
Он вдруг спохватился, взглянул на часы и заторопился:
- Заговорился я с
вами. На службу ехать надо. Дела по горло. Это не то, что вам, - кисточкой
туды-сюды…Прощайте…
Замечательный - и крайне современный! - текст.
ОтветитьУдалитьЕкатерина, благодарю! Весьма польщен!
ОтветитьУдалить