среда, апреля 25

Поездка к Островскому."Снегурочка" - лучшее, что есть".

В.М.Васнецов пригласил  меня поехать к Островскому, он хотел узнать об его поэме "Снегурочка" и как он думает об опере, как видит ее оформление.
В.М.Васнецов
Мы застали Островского, он принял нас в комнате в стеганном  полухалате. Он встал из-за стола, на котором были разложены карты и начерчен мелом на сукне план павильона на сцене, входы и выходы. Карты были – короли, валеты, дамы. На них наклеены ярлыки действующих лиц, фамилии артистов на валете червей и я прочел "Правдин", а на пиковой даме "Ермолова".
Островский, видя, что я молодой человек с большой шевелюрой, засмотрелся, спросил меня:
- Вам интересно?
- Да,  - ответил я робко.
-А вот видите, часы, - сказал Островский. – Стрелка больших часов двигала минуты.  – А вот моя рукопись "Не в свои сани не садись". А вот это артисты, - показал он на карты.  – Они у меня войдут на сцену здесь, а я за них говорю по часам. В меру надо действие сделать, страсти человеческие надо в меру показать. А то я распишусь, - сказал он, улыбнувшись, - публика-то в три часа  и уедет из театра ночью, скажет: "Островский-то замучил". Мера должна быть в искусстве театра. Вот они, карты, меня учат… Простите, Виктор Михайлович, - объяснял молодому человеку технику дела.


В.Г.Перов. Портрет А.Н.Островского. 1871
Виктор Михайлович взял его за руку и сказал, волнуясь:
- "Снегурочка"…спасибо вам… Это так замечательно, это так высоко, я не могу даже выразить…
У Васнецова были слезы на глазах.
Лицо у Островского было серьезно, он  как-то запахнул халат и растерялся, как бы что-то скрывая.
- Да ведь это я так написал, эту сказку… Вряд ли понравится сказка. В первый раз слышу. Очень рад, что нравится вам. Оперы не знаю, делайте, как хотите. Я видел эскизы ваши, Савва Иванович привозил, очень хорошо.

Снегурочка. 1885.Эскиз афиши к опере
Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"
Я увидел, что Островский не хочет говорить, не верит, что его "Снегурочка" - самое святое место его души – замечательная поэма и что кто-то смеет это понимать. Посмотрев нам в глаза, он спросил:
 - Но почему это вам так нравится – "Снегурочка" - то? Писал я ее шутя, это несерьезно, да и никто и не поймет ее – лирика, мечты старости, так, пустяки…
Возвращаясь со мной на извозчике, В.М.Васнецов говорил:
- Правду, правду сказал он – никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма "Снегурочка" - лучшее, что есть.   Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…
И видел я, что  Виктор Михайлович был взволнован.      

Комментариев нет:

Отправить комментарий