Найдя красивое
место в лесу или у речки, мы устраивались; клали на траву салфетки, выкладывали на нее еду,
располагались кругом. Развертывали тетради с лекциями. Атлас анатомии портил
все настроение: кости, красные, без кожи, мускулы, печенка – как это не шло к
окружающей прелести весенней природы.
К.А.Коровин. Натурщик в костюме бедуина. 1880-е |
В Училище живописи,
ваяния и зодчества в Москве товарищами моими были Светославский, Левитан,
Несслер, Мельников, Поярков, Комаровский. При переходе в натурный класс мы
попали в мастерскую профессора А.К.Саврасова и назывались - пейзажисты. Ученики других профессоров нашей школы
- Перова, Сорокина, Прянишникова, - в отличие от нас, назывались – жанристы. Впрочем, мы,
пейзажисты, тоже были обязаны в натурном классе рисовать и писать красками
нагих натурщиков.
Помимо многих
научных предметов в Школе преподавались еще специальные науки: история
искусств, анатомия и перспектива. Экзамены проходили в мае месяце. Не ужасно ли? Весна, солнце,
дневное время, а мы должны были сдавать экзамены по наукам!...
- И зачем нам анатомия? – негодовал Светославский.
- А зачем нам писать голого банщика? – вторил ему Левитан.
В то время, в дни нашей юности, нам всего
отраднее было чувство созерцания природы, особенно – печальной. Пленяли сердце
и грустные сумерки с потухающей зарей, и серый, ненастный день поздней осени, с
опавшими листьями, и зимние дали. Нам почему-то всегда хотелось уйти из города,
который мы не любили; именно – уйти пешком. Поэтому мы всегда ходили, как и
многие другие ученики, в высоких яловочных сапогах. Точно нам предстояло
бродить по болоту.
Некоторые встречные
из простых людей, мрачно покосившись на нас, говорили: "Студенты прут".
К тому же на нас
были широкополые шляпы – тоже влияние моды.
…Мы не могли готовиться к экзаменам в Москве – нас влекло на
природу. Мы брали тетради лекций, хлеб, колбасу, печеные яйца и уходили за
город, в Остнакино, Медведково, Кунцево.
Как только выйдем из
Москвы за заставу – вот радость, вот счастье, вот восторг. И чем дальше идешь
из скучного города, тем отраднее.
Мы были дружны, и нас связывало трудное искусство живописи.
И.И.Левитан
Дорога в лесу. 1881
|
- Посмотри, как это
ужасно! – говорил Левитан. – Люди вообще так себе, не очень красивы. Но еще
когда содрать кожу, то это отвратительно. Зачем мне анатомия, когда я пишу даль
и небо?
- А эта греческая
пустыня? – говорил Светославский, показывая на книгу истории искусств. – Черт
ли в ней! У нас Днепр в Киеве много лучше.
Один из нас начинал
читать лениво и скучно, некоторые записывали для памяти в тетрадку.
Спасибо Вам за Ваш дневник! Безумно увлекательно!!
ОтветитьУдалитьОчень рад! Благодарю! Постараюсь и впредь радовать Вас своими записями.
УдалитьИнтересный отрывок из воспоминаний. Очень знакомо! До сих пор ничего не изменилось, и сейчас студенты часто вздыхают над "не нужными дисциплинами".
ОтветитьУдалитьЯ полагаю, что это состояние знакомо каждому, кто когда-либо был студентом.)
Удалить