понедельник, июля 23

Про памятник Пушкину

К.А.Коровин
Эскиз декорации I картины III действия оперы
М.И.Глинки "Руслан и Людмила"
После спектакля в Большом театре я наверху, в огромной мастерской под крышей, писал декорацию к опере "Руслан и Людмила". Старший мастер, Василий Белов, составлял колера в больших тазах. Я сижу напротив, на лавочке.

 - Кто, - спрашиваю я, - сочинил "Руслан и Людмилу"? Знаешь, Василий?
Василий Белов так серьезно посмотрел на меня и по-солдатски ответил:
 - Этот самый Пушкин, что с Тверского бульвара. От Страстного монастыря.
 - Это памятник ему, - говорю я.
- Знаем – сочинитель. Его вот застрелили…
 - Зря, - говорю я, - дуэль была.
 - Эк, да, - сказал Василий и рукой взял себя за рот и так значительно, серьезно сказал: - Да, да, скажут вам…Господа-то не скажут правду-то..а мы-то знаем…Он такие песни начал сочинять, прямо вот беда. А студенты, народ озорной, только дай им, сейчас запоют. Ну и вот его за это и шабаш…
 - А ты знаешь, что он написал? Ну хоть одну песню.
 - А как же… - ответил Василий. – Нас училка в деревне всех выучила:
Прибежали в избу дети,
Тятя, тятя, наши сети
Притащили мертвеца.


Памятник А.С.Пушкину в Москве
Скульптор А.М.Опекушин. 1880
 Эх, ловко это она научила. Под ее все теперь у нас, парни, девки, кадриль танцуют. А вот отчего он без шапки стоит знаете ли вы? – вдруг спросил меня  Василий и, смотря на меня, прищурил хитро один глаз.
 - Нет, не знаю, - удивился я – Отчего?
 - А вот потому и голову наклонил, и без шапки, значит, снял и говорит: "Прости,  - говорит, меня народ православный…"
 - Что ты, Василий,. Кто тебе сказал?
- Чего сказал…там написано, на памятнике сбоку.
 - Да что ты, Василий, где? Там этого ничего не написано…
- Нет, написано. Слух пройдет по всему народу, вот что. А ты уж смекай, как знаешь.

Двадцать лет со мной работал Василий Белов. Он был колорист, маляр. Я ценил его. Он составлял цвета по моим эскизам и готовил краски. Любил поговорить. Но ничего с ним не поделаешь: на все у него был свой взгляд. Особенный, уверенный. Во время так называемого освободительного движения Василий Белов пришел ко мне и сказал:

 - Вот теперь вашему Пушкину шапку наденут..
 - А почему? – спросил я.
 - Полно шапку ломать..Теперь св
обода всем вышла…    

Комментариев нет:

Отправить комментарий