понедельник, августа 6

Про Морозова, Коро и Гогена

К.А.Коровин . Портрет И.А.Морозова. 1903
Я москвич, и мне частенько вспоминается Москва.
Замечательные люди были москвичи: гостеприимные, приветливые. Любители театра, музыки, искусства. Были среди них и, так сказать, люди с причудью.

Вспоминаю знаменитого купца Михаила Абрамовича  Морозова – особняк  в Москве, прекрасные залы и комнаты в разных стилях, много картин в доме – старинных, коричневых, темных.
Хозяин, показывая картину, обычно разводил руками:

 - Говорят, Рафаэль или Мурильо, а кто знает. Или вот – Тициан, но фигура справа – младенца – говорят, не его, а Корреджо. Вот тут и разберись…

Младший брат Михаила Абрамовича  любил и понимал живопись: он  создал галерею – собрание прекрасных французских импрессионистов: Моне, Сизеле, Ренуара…
Старший брат -  Михаил Абрамович -   собирал по преимуществу старые картины иностранцев, не признавал собрания младшего брата и всегда огорчался.


Помню, он жаловался:
 - Я люблю барбизонцев. Приобрел  как-то Коро, обед устроил. Только расстроил меня один художник до невозможности. Сказал: ненастоящий у меня Коро. Так расстроил, что я захворал. Сам профессор Захарьин лечил. Его высокопревосходительство. Пить запретил. Ни шампанского, ни коньяку, ни-ни… Благодарю покорно… Сахар у вас, говорит… Какой там сахар!...Коро доехал!...

Поль Гоген. А ты ревнуешь? (Aha oe feii?). 1892
Он помолчал и с сокрушением продолжал: - Поехал я как-то в Париж – читаю в газетах: посмертная выставка Гогена. Поехал он на острова Таити, это черт его знает где. Замечательные женщины, сложены  как Венеры, цвета бронзы. Небо розовое, деревья синие, ананасы, белые апельсины.. И сделался он дикарем. И писать стал, как дикарь.

 Естественно – насмотрелся. Выставка открыта – не помню уже, в каком месте. Думаю – постой! Сейчас же поехал. И ахнул! До того чудно, что думаю – эге!.. Покажу брату и Москву удивлю! Куплю картины, повешу в столовой, пусть и Захарьин посмотрит. Покажу я ему – какой у меня сахар! Можно ли мне пить или нельзя!..

Выбрал четыре больших картины и приценился. Дешево. Пятьсот франков штука. Купил. Картины такие, что сразу не поймешь. Думаю: потом рассмотрю.
    Привез Михаил Абрамович  картины в Москву. Обед закатил. Чуть не все именитое купечество созвал.
Картины Гогена висят на стене в столовой. Хозяин, сияя, показывает их гостям, объясняет – Вот, мол, художник какой: для искусства уехал на край света. Кругом огнедышащие горы, народ гольем ходит… Жара…
 - Это вам не березы!.. Люди там как бронза…

 - Что ж, - заметил один из гостей, - смотреть, конечно, чудно, но на нашу березу тоже обижаться грех. Чем же березовая настойка у нас плоха? Скажу правду, после таких картин как кого – а меня на березовую тянет…

  - Скажите на милость! – вскинулся Михаила Абрамовича  – Мне и Олимпыч, метрдотель, говорил: "Как вы повесили эти картины, вина втрое выходит". Вот ведь какая история! Искусство действует…  
Он подмигнул глазом и с гордостью присовокупил:
 - Брату показывал. На-кось!...Он смотрел, смотрел и сказал: "Что-то есть.." Явно  - есть! Это тебе  - не импрессионисты!

Комментариев нет:

Отправить комментарий