пятница, августа 3

Коровин и Поленов – переходим на "ты"


В.Д.Поленов
Фотография. 1880-е
Он несколько раз показывал мне свою картину во время работы. Я как-то не совсем понимал, почему такой замечательный художник русского пейзажа, природы русской, так увлекался сюжетом давней истории и делал огромную картину на евангельскую тему….

 … Василий Дмитриевич показывал мне свою картину, как я уже сказал ранее неоднократно, и хотел узнать мое мнение. Василий Дмитриевич подружился со мной как-то раз летом пригласил меня поехать с ним в Алексино на реку Оку, посмотреть на место на Оке, где он хотел построить себе дом, чтобы жить в нем и лето и зиму, жить в природе. По дороге на пароходе до Алексина В.Д.Поленов рассказал мне про свою жизнь за границей и про свои замыслы живописи. О том, что он хочет написать целый цикл картин из жизни Христа Спасителя.

   За обедом на пароходе он налил мне и себе по рюмке портвейна и сказал мне:

 - Вот прошу вас, тебя, будь со мной на ты.

 - Василий Дмитриевич, я счастлив быть с вами на "ты", но вы мой учитель, и я прошу вас говорить мне "ты", так как вы старше меня, и это будет красиво…

 - Ну, хорошо,  - согласился Поленов. – Вот что, Константин,  - сказал он, - прошу тебя серьезно, скажи мне правду – что, тебе нравится моя большая картина "Христос и грешница"? Скажи искренно, что в ней тебе кажется не так.

 - Вот что, Василий Дмитриевич, мне все равно, что там действие, момент сцены и что женщина испуганно смотрит на Христа, который решит ее участь, убьют ее камнями или нет. Но в картине есть пейзаж, написанный по этюдам, как бы с натуры. В нем есть солнце страны. Но ваши картины и этюды с натуры русской природы мне больше нравятся. Ваша картина, вернее, ее тема, заставляет, так сказать, анализировать вопросы жизни, тогда как искусство живописи имеет одну цель – восхищение красотой. 


Поленов пристально смотрел на меня.

- А может быть, ты и прав. Я как-то и не думал об этом.

Спустя месяца три в мою мастерскую на Садовой улице в Москве, которая была в доме Арцыбушева, пришел Поленов и очень серьезно сказал:

 - Я к тебе по делу. Вот что. Прошу тебя, не можешь ли ты дать мне возможность здесь у тебя в мастерской работать с натуры, ну, модель – мужчину или женщину, все равно. Но только давай мне уроки. Я мешаю краски несколько приторно и условно. Прошу тебя – помоги мне отстать от этого.
Сад Маргариты. 1910
Эскиз неосуществленной постановки
оперы Ш.Гуно "Фауст"
"Что такое?" - подумал я.
- Хорошо,  - отвечаю, - только лучше, конечно, писать тело.

Поленов писал в моей мастерской натурщика-старика, и я тоже. И я помню, что всегда старался искать верные контрасты красок. Поленов мне помог обратить на это более глубокое внимание. И не он,  а я все больше постигал тайну цвета… 

 - А верно… - один раз сказал Поленов, - хитра и таинственна натура в красках.
Как жаль, что ты все пишешь декорации в театре, жаль, что твоя живопись, для которой ты не имеешь времени, редко появляется на выставках.

 - Мою живопись,  ответил я Поленову, - как-то мало понимают, да и кому она нужна? А декорации я так же пишу, как и всё, и думаю, что это такое же чистое искусство. И я рад этому.

 - Да,  - сказал Поленов,  - тебе начинают подражать. Чуть не каждый день я читаю газеты и всегда вижу, что тебя ругают. Как это странно. В чем дело? Почему твоя живопись волнует? Я понять не могу. У меня в доме сестра, жена, они жалеют, что ты пишешь декорации, и, представь, все спорят о живописи. Не сюжеты волнуют их, а именно сама живопись. Странно….

Комментариев нет:

Отправить комментарий