понедельник, мая 21

Первая встреча с Мамонтовым. Испанцы!



Портрет хористки. 1887
Как-то Поленов пригласил меня к Савве Ивановичу Мамонтову.
За вечерним чаем, где были Васнецов, Поленов, Репин, я увидел впервые Мамонтова – особенного человека. Он был веселый, простой.
- Пойдемте в мастерскую, - предложил Савва Иванович.  – Я вам покажу портрет одного испанского художника. Вот Илья Ефимыч видел и говорил, что испанцы молодцы в живописи: все пишут ярко, колоритно.
Смотрю, а в мастерской  на мольберте стоит мой этюд – голова женщины в голубой шляпе на фоне листьев сада, освещенных солнцем. Этот этюд взял у меня раньше Поленов.
- Да, - сказал Репин, посмотрев мой этюд. – Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…
Савва Иванович смеялся, смотря на меня, потом сказал:
- Но, послушай,  а если не испанец, а русский, тогда как?

- Как русский? Нет, это не русский…

- Вот он испанец! – сказал Савва Иванович, указывая на меня. – Чего вам еще?  Тоже брюнет, чем не испанец?..

И Савва Иванович, обняв меня, захохотал.

Васнецов, подойдя, сказал:

- Разыграл нас Савва. Нет, это, правда, написали вы?

- Да, - говорю я. – Это я.

- А вот, представь, - сказал Поленов. – Поставил я этот этюд на выставку Общества поощрения художеств, и все были против. Не приняли его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий